ТАНГО (Tango)


ДОСЬЕ:

Год появления: 1910 г.

Музыкальный размер: официальный - 2/4, некоторые Танго аранжируются в музыкальном размере 4/4.

Темп: 31 - 32 такта в минуту (от умеренно быстрого до быстрого).

Родина танца: Аргентина / Испания (спорно).

Счет: основной - "Быстро", "Быстро", "Медленно"; движения состоят из различных вариантов счета "Медленно" / "Быстро".

Акцент: обе доли такта акцентированы.

Характер: постоянно и неожиданно изменяемый танец от сдержанного до напористо-агрессивного. Четкий отрывистый ритм неожиданно варьируют, прежде всего, руки (крест) и голова. Роль партнера однозначно главенствующая с явной демонстрацией излишней решительности.

Движение: компактное, резкое, убедительное, плавное, плоское, стаккатированное, стремительная смена от медленного к быстрому, без свинга (может быть с замахом).

Настроение: страстное, огненное, уверенное, агрессивное, быстрая смена настроения.

Жизненность: любовь, страсть, борьба, ненависть, нежность.

Цвет: черный, оранжевый (танго), красный.

Подъем / снижение: нет, за исключением отдельных элементов.

Соревнование: 1,5 - 2 минуты. Исполняется на соревнованиях, начиная с D-класса.

"Танцевать танго - это танцевать грустную мысль". Вся душа Танго содержится в этой поэтической формуле. И все же Танго - это не только ностальгия. Оно может быть страстным, соблазняющим, чувственным. Танго соединяет в себе и романтику, и огонь, и блеск карнавала, и еще многое-многое другое. Музыка и танцующая пара как бы излучают интенсивную драматическую энергию и зрители, наблюдая за ними, становятся свидетелями этой неистовой силы чувств.

Для Танго характерны решительность и четкость, внезапные остановки, неожиданные позы, изменения направлений. Движения в танце похожи на кошачьи, вместе с тем, жесткому, дерзкому стилю Танго присущи резкие, преувеличенные движения головой. К стилевым особенностям Танго следует отнести "стаккато" - способ движения, в котором резкие элементы танца (например, внезапные изменения направления) чередуются с медленными движениями, неожиданными и полными остановками. Последние можно интерпретировать как любовные предложения и порывы желания, а изменения направления как способ избежать и уклониться от них. Это настоящая игра в соблазнение партнерами друг друга, после чего следуют резкие отказы. Таким образом, Танго - это чудесное выражение самых крайних чувств и взрывной страсти.

Совершенно очевидно одно: в Танго любовная страсть и сексуальные мотивы занимают важное место, что явствует из текстов песен и из исторического контекста, в котором оно появилось и затем развивалось. В отличие от Вальса, когда партнеры передвигаются параллельно и симметрично, Танго четко разделяет мужчину и женщину, исполняющих разные шаги. В этой связи появилось даже некое подобие сценария, в котором роли мужчины и женщины отвечают следующим моделям: мужчина загрубевший, подавляющий в себе чувства или же, наоборот, разбитый изменой любимой женщины. Что касается женщины, она или потерпевшая в силу своей легкомысленности, или же, наоборот, уверенная в себе мать-защитница и утешительница. Таким образом, танцующая пара может играть в любом диапазоне и добиться еще большей театральности и зрелищности в своем выступлении.

Источником хореографии Танго являются аргентинские и испанские народные танцы. Версии происхождения Танго:
- от танца Фламенко (Испания). Во время завоевания Испанией Южной Америки, Танго было завезено, вместе с другими народными испанскими танцами, в Аргентину;
- от африканского танца Tangano, привезенного вместе с рабами-неграми.

В трущобах Буэнос-Айреса (Аргентина) один или оба этих танца слились с гаванским танцем Habanera (Куба). Получившийся танец известен как Milonga (Милонга). Милонга - очень мягкий танец с близкими касаниями (например, прижимание головами), с визуальным акцентом на движениях ног (особенно заметно в современном Аргентинском Танго с переплетениями ног). Милонга первоначально была популярна в низших слоях Аргентинского общества. Но в начале 20-го столетия начала привлекать внимание и высшего света. Именно Милонга больше всего способствовала рождению Танго.

Впервые Танго в его современной форме исполнялся в гетто Буэнос-Айреса - "Barria Las Ranas", где его танцевали под названием "Baile con corte" (танец с отдыхом). "Денди" Буэнос-Айреса назвали новый танец Танго, изменив так называемый "ритм Польки " (скорее Фламенко) на "ритм Хабанеры".

В XIX веке Танго широко распространяется по Южной Америке, а в начале ХХ века впервые появляется в Европе (было исполнено перед 1-ой мировой войной в темпе 36 тактов в минуту). Тогда некоторые любители без особого успеха пробовали представить в Париже танец из Аргентины. Много усилий для популяризации Танго приложил Роберт Прис (Pris Robert).

Дорога Танго не была усыпана розами - существовало много сторонников и не меньше противников. Особенно против танца выступали французские епископы. Они указывали на недопустимое прижимание во время танца и в целом излишне чувственный характер Танго. Папа Римский запретил его как "непристойный" танец. Те, кто танцевал, подвергали свои души греховному испытанию и могли быть лишены святого причастия. В 1924 году доктор Бохем из Нью-Йорка даже обнаружил новую болезнь: "the TANGO-foot" (кривые ноги). Пресса тоже не жаловала Танго. 30 мая 1915 "Нью-Йорк Таймс" выходит с обличительной статьей: "THE TANGO-DANGER, BIGGER THAN GERMAN IMPERIALISM" ("Опасность Танго больше, чем немецкий империализм").

Танго бросило вызов всем танцам. Прежде всего - музыкальным настроением: если Вальс характеризовался регулярным и повторяющимся ритмом, Танго включало в себя паузы и ускорения ритма, что повлияло и на сам танец. Больше не требовалось бесконечно повторять одни и те же шаги или серии из них, партнеры теперь не передвигались абсолютно симметрично.

И мужчина, и женщина выполняли разные шаги, соответственно им нужно было найти средство для идеальной координации. Именно этим объясняется близость танцоров друг к другу; ничтожное движение головой, плечом или бедром служит знаком для ведомого, какое направление нужно принять и какие движения произвести. Многие фигуры состояли из импровизации, что, несомненно, было новшеством. Постепенно Танго распространялось, импровизационные элементы ограничивались для исполнения с целью стандартизации танца: так легче было устраивать соревнования. Уже в начале 1930-х годов Танго настолько изменилось, потеряв свой первоначальный вид в процессе приспособления его к соревнованиям по танцам и широкому исполнению на танцевальных вечерах, что фактически превратилось в совершенно другой танец. Таким образом, развитие танца пошло по двум направлениям - Аргентинское и Европейское Танго. Современное (европейское) Танго значительно отличается от оригинального и подлинного Аргентинского.

Известный французский хореограф и композитор Камиль де Риналь обработал танец в традициях французской бальной школы. Упростив его, он создал своеобразное Танго, которое вскоре получило всеобщее признание. В Западной Европе первый пик популярности начался с выступления великой французской звезды мюзик-холла Mistinguett в 1910 году. "Tangomania", начавшаяся в Париже, стремительно распространилась по всей Европе. Танец пользовался огромной популярностью в период 1910 - 1915 годов. Очередной рост интереса к танцу произошел после исполнения Танго Рудольфом Валентино (Rudolph Valentino) и Beatrice Dominguez в 1924 году в фильме "Четыре всадника апокалипсиса" ("The Four Horsemen of the Apocalypse"). В 1930 - 1960 годы Танго несколько вышло из моды. В настоящее время танец снова получил широкое признание.

Париж 30-х годов. Позиция в паре стала больше походить на современную позицию конкурсного Танго. Танец приобрел акцентированный характер. Визуальный акцент переместился с ног на голову и движения туловища и рук, при этом отдельные акценты в ногах (типа киков) сохранились, но танцуются существенно реже.

Отметим, что Танго использует технические приемы, весьма отличающиеся от приемов, принятых в остальных стандартных танцах: Танго - это не "свинг дэнс", в нем нет свинга. Силу и импульс танцу задает работа ног, а не тела, как это происходит в Вальсе, Квикстепе или Медленном Фокстроте.

В Танго важна постановка ног. Нога должна подниматься и ставиться на место мягко, но твердо в нужную позицию. В Танго нет ни скольжений ногой по полу, ни сильных притопов. При подъеме ноги первым от пола отрывается каблук, а затем уже остальная часть ступни. Шаги вперед совершаются на каблук. При шагах в сторону первой касается пола внутренняя часть подошвы, на которую потом "перекатывается" вес тела, и нога выравнивается. Приставляемая нога должна быть ровной. Способ совершения шага играет в Танго важную роль, являясь основой рисунка всего танца. В исходной позиции к шагу предъявляются следующие требования:
- Каждый шаг вперед левой ногой должен делаться немного наискосок от тела.
- Каждый шаг назад левой ногой должен сопровождаться одновременным движением левой части тела.
- Каждый шаг вперед правой ногой должен сопровождаться одновременным движением правой части тела.
- Каждый шаг назад правой ногой должен делаться слегка наискосок от тела.

Танго исполняется без наклонов, качаний и движений тела вверх-вниз. Передавать центр тяжести с ноги на ногу нужно свободно и легко. Такой стиль проще для изучения и скорее усваивается начинающими танцорами.

Отличается Танго также позицией в паре. Характерным является полная неподвижность корпуса и рук. Корпус следует держать ровно, не приподнимая плеч, не сгибая спины и не напрягая мышц. Исходная позиция. Встаньте в обычную стандартную позицию. Теперь слегка поверните ноги, не сходя с места, и немного "скрутите" корпус налево. В результате это-го движения Ваша правая нога окажется немного позади левой, так, что носок правой ноги встанет против подъема левой. Оба колена слегка согнуты. Партнер: правая рука находится выше талии дамы, почти на середине спины. Партнерша: левая рука остается свободной и окружает правую руку партнера ладонью вниз. Пальцы партнерши выпрямлены. Для того чтобы лучше быть ведомой, дама крепко прижимает запястье левой руки к плечу кавалера. Нижняя часть левой руки партнера и нижняя часть правой руки партнерши немного повернуты к полу и выровнены.

Ведение. Как и в других стандартных танцах, руки партнера образуют "рамку". Жесткая структура рамки помогает избежать ненужных движений тела и, кроме того, не оставляет партнерше иного выбора, как только следовать за своим партнером. При исполнении элементов, требующих от обоих партнеров определенных усилий, партнер ни при каких обстоятельствах не должен толкать или тащить партнершу, "помогая" ей сделать движение или прийти в позицию.

В последнее время Аргентинское Танго оказывает сильное влияние на конкурсное Танго. Музыка, включающая больше элементов и стилизацию Аргентинского Танго, живее и разнообразнее.

В заключении, приведем некоторые фильмы, в которых Вы можете увидеть исполнение Танго:

  • "Аргентинское танго" (1900).
  • "Четыре всадника апокалипсиса" (1921).
  • "Аромат Женщины" (1992).
  • "Правдивая ложь" (1994).
  • "Обнаженное танго" с Винсентом Д'Онофрио.
  • "Танго-бар" с историей происхождения танго и отрывками из популярных фильмов последних пятидесяти лет.
  • "Охранник для дочери" (1994).
  • "Эвита" (1996).
  • "Давайте потанцуем" (2004).
  • "Держи ритм" (2006).

В процессе подготовки статьи были использованы следующие источники:

- "Бальные танцы" из серии "Учимся танцевать", авторы - Г. Регаццони, М.А. Росси, А. Маджони, М., 2001;
- "Уроки танца" П. Боттомер, М., 2004;
- http://www.oriondance.ru/
- http://www.dancemania.ru/tango.html
- http://www.worldance.ru/eng/history/
- http://europa.planeta.com/ru
- http://www.dancelife.ru

Материал подготовлен Татьяной П.